Виктор Хомутский предлагает Вам запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»
Вы хотите запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Мудрее всего время, ибо оно раскрывает все. Диоген Лаэртский

Запомнить

Ностальгический клуб любителей кино

    

 

Ностальгический клуб любителей кино .

Жизнь коротка, искусство вечно. Гиппократ

 

Летопись лихих 90-ых.

 

Яндекс.Метрика
Блог
Алексей Муравьёв: «Это сказка, будто бы князь Владимир решил, и все сразу стали христианами»

Алексей Муравьёв: «Это сказка, будто бы князь Владимир решил, и все сразу стали христианами»

Историк Алексей Муравьёв рассказал, как изучают христианский Восток, почему ученые считают армян православными и как происходит смена верований   Codice

Виктор Хомутский 21 фев, 21:16
+5 75
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
О сомнительном участии древнерусских священников в боевых действиях

О сомнительном участии древнерусских священников в боевых действиях

Сейчас в интернете активно распространяется интересная статья о месте и роли духовенства в средневековой Руси (Грачёв А.Ю. К вопросу о роли и месте духовенства

Виктор Хомутский 24 фев, 16:37
+3 2
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
О том, как воевали, побеждали и терпели поражения наши далекие предки

О том, как воевали, побеждали и терпели поражения наши далекие предки

— Олег Викторович, что такое военная археология? — Дисциплина пока не оформилась как самостоятельная, но этот процесс идет. В ней многое кардинал

Виктор Хомутский 24 фев, 12:43
+12 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
История одной фотографии: ограбление кареты казначейства в 1906 году

История одной фотографии: ограбление кареты казначейства в 1906 году

Столетие назад инкассация была не менее опасным делом, чем в наши дни. Максим Рафштайн   Автором этого снимка принято счи

Виктор Хомутский 19 фев, 14:13
+11 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Н. Т. Абдимомынов. Кипчакский фактор в истории Золотой Орды и Египта.

Н. Т. Абдимомынов. Кипчакский фактор в истории Золотой Орды и Египта.

В истории тюркских народов видное место занимает многоплеменной кипчако-кумано-половецкий союз, прославившийся под именем кипчаков и давший степи от Алтая до Д

Виктор Хомутский 23 янв, 22:00
+10 19
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
РЕЛИГИОЗНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА ФЕОДОСИЯ ВЕЛИКОГО (379-395 гг.): ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

РЕЛИГИОЗНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА ФЕОДОСИЯ ВЕЛИКОГО (379-395 гг.): ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В статье рассматривается внешнеполитическое направление религиозной политики императора Феодосия Великого. Император известен тем, что покончил с нейтралитетом

Виктор Хомутский 15 фев, 08:46
+5 2
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Блог
ПРОСТИТУТКИ, СУТЕНЕРЫ И БЕЗДОМНЫЕ НЬЮ-ЙОРКА 70-Х ГОДОВ ГЛАЗАМИ БАРМЕНА ШЕЛДОНА НАДЕЛЬМАНА

ПРОСТИТУТКИ, СУТЕНЕРЫ И БЕЗДОМНЫЕ НЬЮ-ЙОРКА 70-Х ГОДОВ ГЛАЗАМИ БАРМЕНА ШЕЛДОНА НАДЕЛЬМАНА

Андеграунд Нью-Йорк 70-х – это грязь, распутство, упадок, мрак. Это культовые фильмы Скорсезе «Таксист», «Злые улицы» и годный драматический сериал HBO «Двойка

Виктор Хомутский 9 фев, 20:32
+76 34
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Каким был секс в Викторианскую эпоху

Каким был секс в Викторианскую эпоху

В нашем представлении в далеком прошлом в отношении секса и сексуальности действовали строгие нравы и религиозные правила, хотя на самом деле это не так. Стоит

Виктор Хомутский 9 фев, 11:17
+15 9
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Кубанские ученые просят защитить тысячелетний памятник от оккультистов и торговцев

Кубанские ученые просят защитить тысячелетний памятник от оккультистов и торговцев

  Многотысячелетний дольменный комплекс в долине реки Жане под Геленджиком нуждается в охране. К такому выводу пришла комиссия из ученых, казаков и чиновнико

Виктор Хомутский 18 фев, 14:41
+14 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
О том, как воевали, побеждали и терпели поражения наши далекие предки

О том, как воевали, побеждали и терпели поражения наши далекие предки

— Олег Викторович, что такое военная археология? — Дисциплина пока не оформилась как самостоятельная, но этот процесс идет. В ней многое кардинал

Виктор Хомутский 24 фев, 12:43
+12 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Европейские школы фехтования

Европейские школы фехтования

  Стенограмма эфира программы "Родина слонов" с младшим научным сотрудником кафедры археологии и истории Древнего мира и Средних веков МГОУ Вадимом Евгеньеви

Виктор Хомутский 8 фев, 20:28
+11 3
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
И.Н. Данилевский. Попытки "улучшить" прошлое: "Влесова книга" и псевдоистории.

И.Н. Данилевский. Попытки "улучшить" прошлое: "Влесова книга" и псевдоистории.

  В I960 г. в Советский славянский комитет АН СССР поступила фотография дощечки с вырезанными письменами. Ее при слал биолог С. Парамонов, более известны

Axel Wintermann 2 фев, 02:08
+11 63
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Об отношениях Советской власти и Русской Православной Церкви в первой половине XX века

развернуть

Об отношениях Советской власти и Русской Православной Церкви в первой половине XX века

В начале XX века до 1917 года в Российской Империи Православие было официальной религией.

Митрополит Иларион Алфеев пишет: «Оценивая синодальную эпоху в целом, следует сказать, что, несмотря на подчинение Церкви государству и отсутствие патриарха, эта эпоха стала временем наивысшего расцвета Русской Православной Церкви»[1]. Однако если мы посмотрим на исторические факты и воспоминания современников, то мы увидим прямо противоположную картину.

Уже в середине XIX века святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Сбывается слово Христово: в последние дни обрящет ли Сын Божий веру на земле! Науки есть, академии есть, есть кандидаты, магистры, доктора богословия... Случись с этим богословом какая напасть – и оказывается, что у него даже веры нет, не только богословия. Я встречал таких: доктор богословия, а сомневается, был ли на земле Христос, не выдумка ли это, не быль ли, подобно мифологической. Какого света ожидать от этой тьмы!»[2]. Схимандрит Варсонофий Оптинский, один из Оптинских старцев, писал: «Смотрите, в семинариях духовных и академиях какое неверие, нигилизм, мертвечина, а все потому, что только одна зубрежка без чувства и смысла. Революция в России произошла из семинарии»[3]. Следует отметить, что оба представителя духовенства были канонизированы Русской Православной Церковью и являются в церковной среде безусловными авторитетами по вопросам духовной жизни.

Если посмотреть на ситуацию объективно, то начиная со времен Петра I Русской Православной Церковью управлял Святейший синод – высший орган управления Церковью в период между архиерейскими соборами, одновременно являющийся и органом государственной власти. Была предпринята попытка взять духовное развитие под контроль государства, однако вместо этого Синод занялся исключительно внешними вопросами, сделав внутренние вопросы личным делом православных.

Следствием превращения религиозной организации в государственный институт, ответственный не за духовную жизнь, а за деятельность автокефальной церкви, стало распространение атеизма среди населения Российской Империи. Это особенно проявилось, когда после февральской революции 1917 года и отмены обязательного причастия в армии причащаться стали только 10-12% от всего личного состава. После Октябрьской революции 1917 года церковь вообще была отделена от государства. Ещё в 1905 году Владимир Ильич Ульянов, известный под псевдонимом «Ленин», писал: «Мы, социалисты, должны поддержать это движение, доводя до конца требования честных и искренних людей из духовенства, ловя их на словах о свободе, требуя от них, чтобы они порвали решительно всякую связь между религией и полицией. Либо вы искренни, и тогда вы должны стоять за полное отделение церкви от государства и школы от церкви, за полное и безусловное объявление религии частным делом. Либо вы не принимаете этих последовательных требований свободы, — и тогда, значит, вы всё еще в плену у традиций инквизиции, тогда, значит, вы всё еще примазываетесь к казенным местечкам и казенным доходам, тогда, значит, вы не верите в духовную силу вашего оружия, вы продолжаете брать взятки с государственной власти, — тогда сознательные рабочие всей России объявляют вам беспощадную войну... Мы требуем полного отделения церкви от государства, чтобы бороться с религиозным туманом чисто идейным и только идейным оружием, нашей прессой, нашим словом»[4]. После прихода большевиков к власти такая политика продолжалась, однако народный гнев, вызванный поведением Русской Православной Церкви, удержать не удалось.

В период гражданской войны Русская Православная Церковь фактически большей частью встала на сторону белогвардейцев, вследствие чего стала врагом сторонников новой власти. В связи с таким положением негативное отношение к носителю определенных идей перешло и на сами идеи. Достаточно распространен миф, что большевики заставляли народ идти против церкви. Если посмотреть на факты, то мы видим, что большевики стояли исключительно на агитационной позиции, тогда как сам народ занимался самосудом. В своей речи на I Всероссийском съезде работниц 19 ноября 1918 г. Владимир Ильич Ульянов говорит: «Бороться с религиозными предрассудками надо чрезвычайно осторожно; много вреда приносят те, которые вносят в эту борьбу оскорбление религиозного чувства. Нужно бороться путем пропаганды, путем просвещения. Внося остроту в борьбу, мы можем озлобить массу; такая борьба укрепляет деление масс по принципу религии, наша же сила в единении. Самый глубокий источник религиозных предрассудков — это нищета и темнота; с этим злом и должны мы бороться»[5]. Он же пишет 23 февраля 1919 года: «Пролетарская диктатура должна неуклонно осуществлять фактическое освобождение трудящихся масс от религиозных предрассудков, добиваясь этого посредством пропаганды и повышения сознания масс, вместе с тем заботливо избегая всякого оскорбления чувств верующей части населения и закрепления религиозного фанатизма»[6].  Поскольку данные речи и статьи являются указанием к действию государственным и партийным органам, причем негласным, то говорить о том, что Ульянов лукавил, мы не имеем возможности.

Другой вопрос – возможно ли было сдержать народный гнев?

На наш взгляд, в сложившихся условиях, несмотря на складывающуюся вертикаль управления государством в период гражданской войны, советское руководство было неспособно контролировать абсолютно всё на местах. Впоследствии, как показала практика, к тем деятелям, что осуществляли самосуд на местах (причем по собственной воле), были применены репрессивные меры, и была проведена замена подобных кадров на людей, более ответственных. Поэтому мы считаем, что нельзя говорить, что погромы храмов, убийства и репрессии священнослужителей являются виной именно советского руководства, поскольку невозможно было контролировать абсолютно всё.

После гражданской войны и уменьшения влияния Русской Православной Церкви на массы большевикам было необходимо чем-то заменить религию и православную культуру. Так, например, появились «комсомольские крещения» новорожденных. Одновременно с этим, советское руководство продолжало вести отстраненную от насилия политику по отношению к религии. Владимир Ильич Ульянов в письме Вячеславу Михайловичу Молотову в апреле 1921 года пишет: «Если память мне не изменяет, в газетах напечатано письмо или циркуляр ЦК насчёт 1 мая, и там сказано: разоблачать ложь религии или нечто подобное. Это нельзя. Это нетактично. Именно по случаю пасхи надо рекомендовать иное: не разоблачать ложь, а избегать, безусловно, всякого оскорбления религии»[7]. Но следует сказать, что новые «традиции» не прижились, и очень скоро подобные «комсомольские крещения» и другие новации прекратились.

Отношения с Русской Православной Церковью были восстановлены со временем. Несмотря на принятие советской власти некоторыми представителями духовенства, большая их часть продолжала существовать во вражде с советской властью, находясь в эмиграции либо продолжая жить на территории СССР и сотрудничать с местными и зарубежными антисоветскими организациями. Тем не менее, 29 июля 1927 года Заместителем Местоблюстителя патриаршего престола митрополитом Сергием (Старгородским) было издано «Послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия и Временного при нём Патриаршего Священного Синода «Об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти», именуемой «Декларацией митрополита Сергия». В интервью газете «Известия» 10 июня 1991 года Патриарх Алексий II дал ему такую оценку: «…Заявление митрополита Сергия, конечно, нельзя назвать добровольным, ибо ему, находившемуся под страшным давлением, пришлось заявить вещи, далёкие от истины, ради спасения людей»[8]. Но доказательств давления на митрополита нет. Кроме того, странно: если сторонники митрополита Сергия и сам митрополит находились под давлением, почему Патриарх Московский и всея Руси Алексий произнес положительную речь об И.В. Сталине на похоронах, когда уже фактически начались массовые реабилитации[9]. К тому же, такая позиция митрополита и РПЦ привела к тому, что появились раскольники – Истино-православная церковь, стоявшая на антисоветской позиции, хотя по отношению к ним должно было применяться давление.

Таким образом, мы видим, что советская власть в первой половине XX века вначале хоть и пытается бороться с Русской Православной Церковью посредством пропаганды и агитации, но, тем не менее, становится на путь взаимодействия и сотрудничества, минуя разногласия и старые обиды. Достигнутый компромисс между советским руководством и РПЦ позволил сохранить Православие на территории СССР и не дал окончательно уничтожить самую большую автокефальную православную церковь в мире.

Примечания:

1.     Митрополит Иларион (Алфеев). Православие: в 2 т. Т. 1. 4-е издание. М., 2012. С. 168.
2.     Осипов А.И.. Учение святителя Игнатия о духовной жизни. Предисловие к изданию полного собрания творений святителя Игнатия (Брянчанинова). 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/osipov/uchenie-ignatija-brjanchaninova-o-duhovnoj-zhizni.html (дата обращения: 20.10.2014).
3.     Преподобный Варсонофий Оптинский. Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Воспоминания. Письма. «Венок на могилу Батюшки». Свято-Введенская Оптина Пустынь. 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://www.shamordino-m.ru/nastavlenija/kratkie-pouchenija-na-raznye-sluchai-zhizni-po-alfavitu/duh-svjatyi.html (дата обращения: 20.10.2014).
4.     Ленин В.И.. Социализм и религия // Полное собрание сочинений. Издание 5-е. М., 1960. Т.12. С. 144-145.
5.     Ленин В.И.. Речь на I Всероссийском съезде работниц 19 ноября 1918 г. // Полное собрание сочинений. Издание 5-е. М., 1960. Т. 37. С. 186.
6.     Ленин В.И.. Основные задачи диктатуры пролетариата в России // Полное собрание сочинений. Издание 5-е. М., 1960. Т. 38. С. 95.
7.     Ленин В.И.. Письмо В.М. Молотову // Полное собрание сочинений. Издание 5-е. М., 1960. Т. 52. С. 140.
8.     Штриккер Г.. Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). М., 1995. [Электронный ресурс]. URL: http://krotov.info/acts/20/1990/shtric_18.htm (дата обращения: 20.10.2014).
9.     Речь Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия перед панихидой по И.В. Сталине в Патриаршем Соборе в день его похорон (9.03.1953 г.). [Электронный ресурс]. URL: http://bro.wmsite.ru/blog/rech-patriarha-aleksija-na-smert (дата обращения: 20.10.2014).


Источник →

Опубликовал , 27.08.2015 в 12:18
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Александр Капри
Александр Капри 28 августа 15, в 11:46 Угу, скоро объявят большевиков защитниками праовславия.
Сейчас идет нехорошая тенденция, навязать России социалистический проект по новой.
В полне логично, так как либеральный проект не прошел, теперь нам навязывают его замену проект коммунистический. Одно радует там мы уже были.
Текст скрыт развернуть
-3
Елена Руднева
Елена Руднева Александр Капри 28 августа 15, в 13:33 А ВЫ СТОРОННИК КАКОГО ПРОЕКТА? Текст скрыт развернуть
1
Александр Капри
Александр Капри Елена Руднева 28 августа 15, в 16:20 я сторонник народной монархии. Текст скрыт развернуть
-3
Александр Капри
Александр Капри 28 августа 15, в 21:41 Дело в том что теория социализма, закончила развитие на Марксе.
Ленин, собственно теоретического наследия почти не оставил. Тут уж больше Сталин постарался. Посему, любая попытка воплотить ещё раз социалистический проект, приводит нас к необходимости реализовывать Маркса.
А Маркс, во первых не любил Россию и русских. Во вторых, его учение по сути "радикальный либерализм" который сейчас воплощается на западе. Кстати, до "обобществления собственности на средства..." не так далеко, ибо это единственный разумный ход во времена экономического кризиса.
Текст скрыт развернуть
-1
Александр Капри
Александр Капри 28 августа 15, в 21:42 Народная монархия, почитайте Солоневича, в общих чертах у него все написано. Текст скрыт развернуть
0
КОТ БЕГЕМОТ
КОТ БЕГЕМОТ 29 августа 15, в 23:30 Эта злая собака по имени Александр Капри хочет загнать Россию обратно в 17 век, нам с вами сектантами и царскими холопами не по пути. Монархический проект для России закрыт на всегда, возврата к прошлому не будет и обсужать тут не чего ТОЧКА Текст скрыт развернуть
0
Билл Нат
Билл Нат 9 сентября 15, в 11:48 В любом случае, нельзя допускать жрецов к государственным делам, к власти... Текст скрыт развернуть
3
Алексей Банников
Алексей Банников 9 сентября 15, в 12:09 "Кроме того, странно: если сторонники митрополита Сергия и сам митрополит находились под давлением, почему Патриарх Московский и всея Руси Алексий произнес положительную речь об И.В. Сталине на похоронах" - странно, что данная постановка видится кому-то "странной", ибо т.н. Декларация митрополита Сергия была опубликована в июле 1927 года, когда Сталин был еще весьма и весьма далёк от верховной власти в стране (и еще не успел не только спасти РПЦ от полного уничтожения, но и умудриться социализировать её в большинстве своём атеистические советские общественные институты), а Сталина хоронили в марте 1953 г., когда его заслуги и перед страной, и перед Русской Православной Церковью (от которой она себя не отделяла именно по духу и букве указанной Декларации) были очевидны... Текст скрыт развернуть
1
Володя Никитин
Володя Никитин 9 сентября 15, в 13:30 Тоже мне компромисс. Это называется спасибо, что не расстреляли всех священнослужителей и не посносили все памятники архитектуры. Текст скрыт развернуть
0
Евгений Марковский
Евгений Марковский 10 сентября 15, в 13:49 Подкупает обстоятельность и тон публикации, избегающий поляризации и подмены доводов "партийной" позицией. Доводилось участвовать в дискуссиях, где сторонники остро, на генном уровне, ловили именно позицию, и дальнейшие аргументы становились лишь керосином в костер полемики. Хорошая цитата из Ленина сама по себе - про источник заблуждения, кроющийся в нищете и темноте. Народное единство - великая ценность, неодолимая... Текст скрыт развернуть
1
Николай Бобин
Николай Бобин Евгений Марковский 18 сентября 15, в 20:54 Честно говоря, статья какая-то странная. РПЦ полностью себя дискредитировала ещё до октября 1917 года в глазах народа своей связью и поддержкой царского режима. Затем идет прямая поддержка различного рода белогвардейских движений и охаивания большевистской власти.

Гражданская война доводит это противостояние до логичного конца и с победой большевиков, народ не перестает верить в Бога, но почти полностью игнорирует РПЦ.

Поэтому автор в какой-то мере прав, что разрушение храмов и оскуднение церковных приходов связано именно с изменившимся отношением народа к церкви... Но ставить "в вину", что большевики не смогли справиться с этим народным гневом - явно надумано. Коммунисты, наоборот, поддерживали народное разочарование к РПЦ. Уничтожение многочисленных приходов происходило на фоне полного равнодушия народных масс...

Только в годы войны, когда большая и лучшая часть православной церкви в лице священников, ставших на защиту с народом своей Родины, реабилитировало РПЦ. Интересно отметить, что гитлеровцы в свою очередь якобы тоже выступали за возрождение православной церкви, и даже отмечены случаи строительство храмов на оккупированных территориях... были созданы отделения церковных служб. Но Сталин сумел вовремя перехватить инициативу и в 1943 году резко пересмотрел отношение к РПЦ, признав её заслуги в ходе войны и вернув ей часть прав и имущества. И, несмотря, на сохранение атеизма как главной составляющей государственной политики, после войны количество вновь построенных храмов в стране увеличивается в сотни раз...
Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 11
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте
Присоединиться

Последние комментарии

Владимир Чернышов
Владимир Чернышов
Владимир Чернышов
Владимир Чернышов
Владимир Чернышов
виктор м
Владимир Чернышов
Михаил Анохин
саша дмитренко
Gera Din

Поиск по сайту