Виктор Хомутский предлагает Вам запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»
Вы хотите запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Мудрее всего время, ибо оно раскрывает все. Диоген Лаэртский

Запомнить

Ностальгический клуб любителей кино

    

 

Ностальгический клуб любителей кино .

Жизнь коротка, искусство вечно. Гиппократ

 

Летопись лихих 90-ых.

 

Яндекс.Метрика
Блог
Алексей Муравьёв: «Это сказка, будто бы князь Владимир решил, и все сразу стали христианами»

Алексей Муравьёв: «Это сказка, будто бы князь Владимир решил, и все сразу стали христианами»

Историк Алексей Муравьёв рассказал, как изучают христианский Восток, почему ученые считают армян православными и как происходит смена верований   Codice

Виктор Хомутский 21 фев, 21:16
+5 75
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
О сомнительном участии древнерусских священников в боевых действиях

О сомнительном участии древнерусских священников в боевых действиях

Сейчас в интернете активно распространяется интересная статья о месте и роли духовенства в средневековой Руси (Грачёв А.Ю. К вопросу о роли и месте духовенства

Виктор Хомутский 24 фев, 16:37
+3 2
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
О том, как воевали, побеждали и терпели поражения наши далекие предки

О том, как воевали, побеждали и терпели поражения наши далекие предки

— Олег Викторович, что такое военная археология? — Дисциплина пока не оформилась как самостоятельная, но этот процесс идет. В ней многое кардинал

Виктор Хомутский 24 фев, 12:43
+12 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
История одной фотографии: ограбление кареты казначейства в 1906 году

История одной фотографии: ограбление кареты казначейства в 1906 году

Столетие назад инкассация была не менее опасным делом, чем в наши дни. Максим Рафштайн   Автором этого снимка принято счи

Виктор Хомутский 19 фев, 14:13
+11 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Н. Т. Абдимомынов. Кипчакский фактор в истории Золотой Орды и Египта.

Н. Т. Абдимомынов. Кипчакский фактор в истории Золотой Орды и Египта.

В истории тюркских народов видное место занимает многоплеменной кипчако-кумано-половецкий союз, прославившийся под именем кипчаков и давший степи от Алтая до Д

Виктор Хомутский 23 янв, 22:00
+10 19
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
РЕЛИГИОЗНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА ФЕОДОСИЯ ВЕЛИКОГО (379-395 гг.): ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

РЕЛИГИОЗНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА ФЕОДОСИЯ ВЕЛИКОГО (379-395 гг.): ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В статье рассматривается внешнеполитическое направление религиозной политики императора Феодосия Великого. Император известен тем, что покончил с нейтралитетом

Виктор Хомутский 15 фев, 08:46
+5 2
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Блог
ПРОСТИТУТКИ, СУТЕНЕРЫ И БЕЗДОМНЫЕ НЬЮ-ЙОРКА 70-Х ГОДОВ ГЛАЗАМИ БАРМЕНА ШЕЛДОНА НАДЕЛЬМАНА

ПРОСТИТУТКИ, СУТЕНЕРЫ И БЕЗДОМНЫЕ НЬЮ-ЙОРКА 70-Х ГОДОВ ГЛАЗАМИ БАРМЕНА ШЕЛДОНА НАДЕЛЬМАНА

Андеграунд Нью-Йорк 70-х – это грязь, распутство, упадок, мрак. Это культовые фильмы Скорсезе «Таксист», «Злые улицы» и годный драматический сериал HBO «Двойка

Виктор Хомутский 9 фев, 20:32
+76 34
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Каким был секс в Викторианскую эпоху

Каким был секс в Викторианскую эпоху

В нашем представлении в далеком прошлом в отношении секса и сексуальности действовали строгие нравы и религиозные правила, хотя на самом деле это не так. Стоит

Виктор Хомутский 9 фев, 11:17
+15 9
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Кубанские ученые просят защитить тысячелетний памятник от оккультистов и торговцев

Кубанские ученые просят защитить тысячелетний памятник от оккультистов и торговцев

  Многотысячелетний дольменный комплекс в долине реки Жане под Геленджиком нуждается в охране. К такому выводу пришла комиссия из ученых, казаков и чиновнико

Виктор Хомутский 18 фев, 14:41
+14 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
О том, как воевали, побеждали и терпели поражения наши далекие предки

О том, как воевали, побеждали и терпели поражения наши далекие предки

— Олег Викторович, что такое военная археология? — Дисциплина пока не оформилась как самостоятельная, но этот процесс идет. В ней многое кардинал

Виктор Хомутский 24 фев, 12:43
+12 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Европейские школы фехтования

Европейские школы фехтования

  Стенограмма эфира программы "Родина слонов" с младшим научным сотрудником кафедры археологии и истории Древнего мира и Средних веков МГОУ Вадимом Евгеньеви

Виктор Хомутский 8 фев, 20:28
+11 3
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
И.Н. Данилевский. Попытки "улучшить" прошлое: "Влесова книга" и псевдоистории.

И.Н. Данилевский. Попытки "улучшить" прошлое: "Влесова книга" и псевдоистории.

  В I960 г. в Советский славянский комитет АН СССР поступила фотография дощечки с вырезанными письменами. Ее при слал биолог С. Парамонов, более известны

Axel Wintermann 2 фев, 02:08
+11 63
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Разрушители мифов. Миф: Жизнь и подвиг Жанны д’Арк

развернуть



Разрушает миф Наталия Басовская, доктор исторических наук, заслуженный профессор РГГУ, заведующая кафедрой всеобщей истории Историко-архивного института РГГУ, директор учебно-научного Центра визуальной антропологии и эгоистории



Мифы сопровождают историческое знание всегда, во все эпохи. Они родились раньше, чем история стала историей. Когда-то для человека древности миф и был способом осмысления того, что мы теперь называем историей: осмысление общества, законов его жизни, личности, фигур. Там участвовали боги… Мы ушли из древности давно. Однако мифы сопровождают историческое знание по-прежнему.

Их множество. Практически вокруг каждого яркого сюжета и яркой личности есть элемент мифологии. Но, пожалуй, одна из самых мифологизируемых на протяжении столетий фигур прошлого — это фигура Жанны д’Арк, тема жизни и подвига которой мне очень близка.

В 2012 году отмечалось 600-летие со дня рождения Жанны (в 1412 году она предположительно родилась). Есть большая обзорная статья моей коллеги Ольги Игоревны Тагоевой, посвященная литературе о Жанне д’Арк. Выросли целые направления исторического знания вокруг этой личности. И часть из этих историков пытается подтверждать или опровергать мифы вокруг Жанны. Например, сформировалось направление, которое называется «бастардисты» — те, кто пытается по-прежнему, начиная со Средневековья, доказать, что Жанна не была крестьянкой. Она родилась якобы не в крестьянской семье, а была незаконнорожденной дочерью развратной (так все ее называли) королевы Изабеллы от брата короля Филиппа Орлеанского, отданная в деревню на воспитание. Когда-то подобные авторы были представителями аристократии. Они не хотели признавать заметной исторической роли человека из народа. Сейчас это выросло в целое направление. Каждое слово обсуждается, миф нарастает, какие-то новые детали к нему добавляются.

Предположительно Жанна д’Арк родилась в 1412 году

 

Известен знаменитый миф вокруг Жанны: будто бы она сказала дофину Карлу, будущему королю Карлу VII, на приеме, когда впервые появилась у него, что-то такое, что он как-то очень взбодрился и поверил в свои силы. Наиболее важная версия, что она сказала ему, ссылаясь на божественные силы, божественные голоса, что он — законный сын короля. (Вокруг будущего Карла VII тоже ходили мифы, что он незаконнорожденный. Поскольку его отец Карл VI был чистый безумец, психически больной, и вряд ли мог произвести на свет сына).

 


74f4897b.jpg

 

Почему же вокруг Жанны расцветало, расцветает и будет, наверное, всегда рядом с историческим знанием, которое все время совершенствуется, так много мифов? Потому что ее жизнь поразительно неординарна. Она выпадает не только из обычных рядов, а из самых ярких рядов личностей, судеб прошлого. Люди мечтают о чуде, особенно когда им плохо (а Франции на протяжении почти всей Столетней войны было плохо). Но когда чудо появляется, например, в лице Жанны, которая ссылаясь на волю Бога, воодушевила французов, люди пугаются. А настоящие чудеса не обязательно идут от небесных сил. Настоящие чудеса — это лучшие качества человека, заложенные в нем то ли Богом, то ли природой, то ли этими обеими силами и чаще всего проявляющиеся в экстремальных обстоятельствах. Я думаю, мифология вокруг Жанны — это наша неполная готовность к чуду, но и ожидание его. Вот такой механизм мифов вокруг Жанны д’Арк.

 


Мифы вокруг Жанны д’Арк — это неполная готовность людей к чуду

 

В судьбе Жанны многое выглядит фантастическим. Например, сам факт ее появления у дофина, который объявил себя королем. Почему все-таки она была принята? Можно говорить, сказка, чудо, голоса обеспечили этот прием. А можно вспомнить более реальное, о чем пишет советский исследователь Жанны Владимир Ильич Райцес. Теща будущего короля Карла VII, Иоланда Арагонская, очень любила всяких прорицателей и прорицательниц. Она, как княжна Марья у Льва Толстого, принимала всяких странниц с рассказами о чудесах в другом веке. Иоланда любила таких людей. Вот совершенно материальное объяснение, почему приняли Жанну.

Сказала ли Жанна дофину наедине, что он законный сын короля? Вполне возможно. Она сказала от имени голосов, как нормальный средневековый человек, от имени святых. Но вместе с тем, если сердце ее так полыхало любовью к оккупированной Франции, почему не сказать этого для воодушевления человека, тем более, видя его внешность? Если внимательно изучить иконографию представителей дома Валуа, можно заметить, что у них очень характерный профиль — некрасивый, с некрасивым сливообразным носом (как Габсбурги будут позже выделяться своей внешностью). Умная, от природы разумная девушка и это могла видеть. И могла совершенно, объясняя ему рационально, для поддержания духа, для окрыления сказать: «Держись! Мы с тобой!»

 




_4.jpg

 

Факт относительно не попадающих в Жанну под Орлеаном стрел английских лучников. В свое время он меня сильно поразил. Жанна принимает участие в своем первом военном предприятии — участвует в штурме бастид вокруг Орлеана. Она бежит впереди. Штурмовать средневековую крепость крайне трудно: сверху в людей летят стрелы, горящие головни, льют кипяток. Она бежит в белых (серебристых) доспехах с белым флажком на копье. То есть, сделано все, чтобы она была заметной. Тучи стрел. В нее попадает одна. Но почему так мало? Мое рациональное предполагаемое объяснение: английские солдаты тоже средневековые люди. Уже толпы людей говорят, что она от Бога. Они верят в это. Они стали другими солдатами, с ними посланница Бога. Английский солдат тоже думал, целясь: «Обязательно, чтобы именно моя стрела в нее попала? Как знать, пойдет ли мне это на пользу там, на небесах?"

То есть мифология вокруг Жанны интересна, привлекательна и практически объяснима с двух сторон: почему это возникло, и, видимо, есть рациональное объяснение каждого события и факта, которое кажется чудом.

 


Юридически англичане казнили Жанну д’Арк за ношение мужского костюма

 

Юридически англичане казнили Жанну за ношение мужского костюма. Какие рациональные мысли она высказывает? Ей говорят: «Грех. Мужской костюм в XV веке». Она говорит: «Находясь постоянно в обществе мужчин, гораздо приличнее носить мужской костюм». То есть сказочные черты, сказочная судьба Жанны переплетается с чем-то очень реальным.

Пленение Жанны под Компьенем. Она захвачена в плен бургундцами, союзниками англичан. Почему она в плену? Ей изменили голоса? Оставим. Рационально: она из тех людей, которые в атаку идут первыми (это была вылазка из укрепленного города Компьеня), а отступают последними. Она с очень маленькой группой людей прикрывала отступление французского отряда. Тут не нужны никакие потусторонние силы. Есть такие личности, которые встречаются крайне редко, но именно их появление подтверждает, что человек есть человек и может обладать высочайшими гуманитарными, человеческими качествами.

 


_2.jpg

 

Что касается невинности Жанны, то это не миф. Дофином была назначена комиссия по проверке ее миссии и, в том числе, проверке того, является ли она девственницей. Средневековые люди относились к этим проверкам совершенно спокойно. Невинность Жанны была удостоверена.

В XVIII веке она была «оплевана», «замазана грязью» великим, остроумным, достойным уважения Вольтером. Он видел в ней просто бешеную монархистку. А она больше и сложнее. И вот свою борьбу против монархии и против церкви (она слышала божественные голоса) он обратил в такую форму. По-моему, недостойную. Он плюнул в собственную культуру, французскую историю. Но такому критикану, как Вольтер, это можно простить.


Источник →

Опубликовал , 12.10.2015 в 13:25
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Николай Берлизов
Николай Берлизов Андрей Коновалов 13 октября 15, в 20:07 Вообще-то приставка д' перед французской фамилией означает просто "из". Читайте Марселя Паньоля, он это очень хорошо объяснил. Жанна д'Арк означает просто Жанна из села Арк. Текст скрыт развернуть
1
Олег Гарбер
Олег Гарбер Николай Берлизов 13 октября 15, в 22:06 В те далекие времена приставки "д', "де", "де ла" были не фамилиями, а доменными именами, и означали они не проживание, а именно владение данным доменом. А простолюдинам тогда фамилий вообще не полагалось - в лучшем случае прозвища. Текст скрыт развернуть
0
Николай Берлизов
Николай Берлизов Олег Гарбер 14 октября 15, в 00:01 Во французском языке приставки де, д' обозначают родительный падеж, «из» или «…ский». И с легкой руки Льва Успенского у нас укоренилась мысль о том, что эта приставка встречается исключительно в дворянских фамилиях. Что, в общем, естественно, дворяне часто фиксировали таким образом свой домен. Но не только дворяне фиксировали во Франции таким образом место своего происхождения.
Помянутый мною французский писатель и режиссер Марсель Паньоль в автобиографической повести "Детство Марселя", как раз, описывал знакомство с перпипьянским браконьером по имени Эдмон де Парпайон. Как и вы, он считал, что имеет место с дворянином. И испытал глубокое разочарование, узнав о том, что приставка "де" означает "из", и экзотическое имя браконьера означает Эдмон из Папийона. Известный французский философ и врач Жюльен Офре де Ламетри был сыном торговца тканями, кардинал Гийом дю Буа был сыном врача.
Текст скрыт развернуть
0
Олег Гарбер
Олег Гарбер Николай Берлизов 14 октября 15, в 00:17 Марсель Паньоль жил во времена, когда доменные имена давно уже стали просто фамилиями, показывающими, что их носители ведут происхождение от дворян, хотя сами они не обязательно дворяне. А с кардиналом - этот сан до сих пор приравнивается к герцогскому титулу, поэтому неважно, какое у кардинала происхождение - во Франции он всегда будет иметь приставку к фамилии дю или дюк, а Германии, например - цу. Текст скрыт развернуть
0
Олег Гарбер
Олег Гарбер Николай Берлизов 14 октября 15, в 00:33 А эти приставки действительно могут обозначать место, но только в определенном контексте, вроде "я из..." или он из...". Текст скрыт развернуть
0
Юлия Татевосян
Юлия Татевосян Андрей Коновалов 14 октября 15, в 08:54 Библиотека Ярослава Мудрого. Там все обо всем. Текст скрыт развернуть
0
Николай Берлизов
Николай Берлизов Олег Гарбер 14 октября 15, в 22:39 Извините, а как быть с сыном врача Гийомом дю Буа (6 сентября 1656 — 10 августа 1723), сыном торгаша Жюльеном Офре де Ламетри (25 декабря 1709 — 11 ноября 1751), да и дедушкой кардинала Ришелье по материнской линии - де ла Портом, родившимся в семье простого буржуа? Они тоже жили во времена, когда доменные имена стали просто фамилиями? Текст скрыт развернуть
0
Олег Гарбер
Олег Гарбер Николай Берлизов 14 октября 15, в 23:00 «Гийом дю Буа - кардинал (см выше), де Ламетри - сын младшего сына дворянина, выбравшего вместо королевской службы торговую стезю, но сохранивший доменное имя уже в качестве фамилии (такое тоже не было редкостью), деду кардинала Ришелье по материнской линии Франсуа де Ла Порту дворянство было пожаловано, вместе с соответствующим доменным именем. Текст скрыт развернуть
0
Николай Берлизов
Николай Берлизов Олег Гарбер 16 октября 15, в 12:57 "Гийом дю Буа - кардинал", дальше что? До того, как стать кардиналом, он носил иную фамилию? Какую? Или Вы полагаете, что кардиналом мог стать только дворянин?
"Де Ламетри - сын младшего сына дворянина, выбравшего вместо королевской службы торговую стезю" - это факт или это мнение? О дворянском происхождении отца Ламетри информации я не видел, хотелось бы видеть Ваш источник.
"Франсуа де Ла Порту дворянство было пожаловано, вместе с соответствующим доменным именем" - тот же вопрос - это факт или мнение? Какой была фамилия деда кардинала Ришелье до пожалования дворянства? Источник?
И еще один вопрос, сколько имен французских крестьян XII-XIV веков нам известно, помимо Жанны Д'Арк?
Текст скрыт развернуть
0
Олег Гарбер
Олег Гарбер Олег Гарбер 16 октября 15, в 15:21 Еще раз повторюсь: кардиналы в светской титулатуре приравнены к герцогам (князьям), поэтому во Франции они имели приставку дю (du) или дюк. (dux). Кардиналом в принципе мог стать любой клирик, независимо от происхождения, а до 1918 года кардиналом-дьяконом мог быть и мирянин. Поэтому и шли в монахи - подняться в церковной иерархии с низов простолюдину было гораздо реальнее, чем в светской жизни. Кто был по происхождению отец кардинала дю Буа, я не знаю, но вполне возможно, что он младший сын дворянина, не пошедший на королевскую службу, а выучившийся на врача. Эта категория населения числилась дворянами, но передать дворянство детям уже не могла. Про де Ла Метри и его происхождение читал когда-то, кажется, в ЖЗЛ, но точно не помню. Фамилия деда кардинала Ришелье до пожалования дворянства была самая простецкая - Ла Порт (La Porte), а поскольку дворянство простолюдинам жаловалось обычно титульное, без предоставления земельных владений, к ней просто добавили дворянскую приставку "де". Забейте La Porte в гугловский переводчик - поймете ход моих мыслей. Текст скрыт развернуть
0
Юлия Татевосян
Юлия Татевосян 14 октября 15, в 09:07 Ответ находится в Ватикане. Текст скрыт развернуть
0
Алексей Банников
Алексей Банников 13 октября 15, в 22:52 " Она родилась якобы не в крестьянской семье, а была незаконнорожденной дочерью развратной (так все ее называли) королевы Изабеллы от брата короля Филиппа Орлеанского"(конец цитаты) - брата короля (король - муж Изабеллы Карл VI Безумный), носившего титул герцога Орлеанского, звали Людовик, а Филиппом звали его дядю, но вот титул у него был - герцог Бургундский. Не могу поверить, что Н. Басовская этого не знает... Текст скрыт развернуть
0
Владимир Малышев
Владимир Малышев 14 октября 15, в 00:54 следует признать,что знания,которыми мы не обладаем,очень обширны. Текст скрыт развернуть
1
Комментарий удалён.
Юлия Татевосян
Юлия Татевосян <Удалённый пользователь> 14 октября 15, в 09:05 "Ведьма", понятие- ведает. И мы до сих пор находимся в средневековье.К большому сожалению еретиков у нас почти не осталось. Сказки, легенды, сказания и пр., это интерпретированные реальные события, происходившие в нашем мире много веков назад. Текст скрыт развернуть
0
Николай Бобин
Николай Бобин 14 октября 15, в 01:36 Есть мифы, которые не стоит разрушать...

Рациональное объяснение может потешить эго историка, но и только. Людям нужно хоть не само чудо, но надежда на него - точно.

Судьба Жанны делает нас всех чуточку сильнее. И этот кусочек силы не отнять никакому разрушителю мифов...
Текст скрыт развернуть
1
Михаил-5 Анохин
Михаил-5 Анохин 14 октября 15, в 09:42 Вопрос о "голосах" крайне важен в понимании не только судьбы Жанны, но и многих других судеб во всем мире в любых религиях.
Можно говорить о психических расстройствах.
Можно говорить о божественном происхождении голоса.
Можно говорить о бесовском наваждении.
Можно приплести к этому инопланетян, или параллельный (всегда меня поражало, а почему не перпендикулярные, или под углом в 32 градуса?) мир.
Текст скрыт развернуть
-1
Михаил-5 Анохин
Михаил-5 Анохин 14 октября 15, в 22:06 Вот-вот не пересекаются, если кривизна пространства ровна нулю!
Раз не пересекаются, то и не взаимодействуют - разные плоскости!
Однако все эти соображения применительно к теме, что называется "не пришей кобыле хвост".
Для идиотов. Для баб - они впечатлительны и по природе своей истерички.
Текст скрыт развернуть
0
Юлия Татевосян
Юлия Татевосян Михаил-5 Анохин 15 октября 15, в 08:25 Да оторвитесь вы от Библии. Читайте умные книжки. Например - историю.Учитесь думать, познавать логику. Текст скрыт развернуть
0
Михаил-5 Анохин
Михаил-5 Анохин Юлия Татевосян 15 октября 15, в 08:32 Напротив- мой вам совет если хотите знать историю - правда только иудеев, читайте Библию и, разумеется умные книжки. Например "Аскетические опыты" Игнатия Брянчанинова.
Или хотя бы прослушайте, лекции Пятигорского, ну и конечно же, если позиционируете себя как умного человека, то должны непременно прочитать работы Мераба Мамардашвили.
Правда таких умных книжек пожалуй сотня-две, но они есть и доступны.
Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 25
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте
Присоединиться

Последние комментарии

Владимир Чернышов
Владимир Чернышов
Владимир Чернышов
Владимир Чернышов
Владимир Чернышов
виктор м
Владимир Чернышов
Михаил Анохин
саша дмитренко
Gera Din

Поиск по сайту