Виктор Хомутский предлагает Вам запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»
Вы хотите запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Мудрее всего время, ибо оно раскрывает все. Диоген Лаэртский

Запомнить

Ностальгический клуб любителей кино

    

 

Ностальгический клуб любителей кино .

Жизнь коротка, искусство вечно. Гиппократ

 

Летопись лихих 90-ых.

 

Яндекс.Метрика
Блог
Алексей Муравьёв: «Это сказка, будто бы князь Владимир решил, и все сразу стали христианами»

Алексей Муравьёв: «Это сказка, будто бы князь Владимир решил, и все сразу стали христианами»

Историк Алексей Муравьёв рассказал, как изучают христианский Восток, почему ученые считают армян православными и как происходит смена верований   Codice

Виктор Хомутский 21 фев, 21:16
+5 75
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
О сомнительном участии древнерусских священников в боевых действиях

О сомнительном участии древнерусских священников в боевых действиях

Сейчас в интернете активно распространяется интересная статья о месте и роли духовенства в средневековой Руси (Грачёв А.Ю. К вопросу о роли и месте духовенства

Виктор Хомутский 24 фев, 16:37
+3 2
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
О том, как воевали, побеждали и терпели поражения наши далекие предки

О том, как воевали, побеждали и терпели поражения наши далекие предки

— Олег Викторович, что такое военная археология? — Дисциплина пока не оформилась как самостоятельная, но этот процесс идет. В ней многое кардинал

Виктор Хомутский 24 фев, 12:43
+12 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
История одной фотографии: ограбление кареты казначейства в 1906 году

История одной фотографии: ограбление кареты казначейства в 1906 году

Столетие назад инкассация была не менее опасным делом, чем в наши дни. Максим Рафштайн   Автором этого снимка принято счи

Виктор Хомутский 19 фев, 14:13
+11 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Н. Т. Абдимомынов. Кипчакский фактор в истории Золотой Орды и Египта.

Н. Т. Абдимомынов. Кипчакский фактор в истории Золотой Орды и Египта.

В истории тюркских народов видное место занимает многоплеменной кипчако-кумано-половецкий союз, прославившийся под именем кипчаков и давший степи от Алтая до Д

Виктор Хомутский 23 янв, 22:00
+10 19
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
РЕЛИГИОЗНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА ФЕОДОСИЯ ВЕЛИКОГО (379-395 гг.): ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

РЕЛИГИОЗНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА ФЕОДОСИЯ ВЕЛИКОГО (379-395 гг.): ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В статье рассматривается внешнеполитическое направление религиозной политики императора Феодосия Великого. Император известен тем, что покончил с нейтралитетом

Виктор Хомутский 15 фев, 08:46
+5 2
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Блог
ПРОСТИТУТКИ, СУТЕНЕРЫ И БЕЗДОМНЫЕ НЬЮ-ЙОРКА 70-Х ГОДОВ ГЛАЗАМИ БАРМЕНА ШЕЛДОНА НАДЕЛЬМАНА

ПРОСТИТУТКИ, СУТЕНЕРЫ И БЕЗДОМНЫЕ НЬЮ-ЙОРКА 70-Х ГОДОВ ГЛАЗАМИ БАРМЕНА ШЕЛДОНА НАДЕЛЬМАНА

Андеграунд Нью-Йорк 70-х – это грязь, распутство, упадок, мрак. Это культовые фильмы Скорсезе «Таксист», «Злые улицы» и годный драматический сериал HBO «Двойка

Виктор Хомутский 9 фев, 20:32
+76 34
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Каким был секс в Викторианскую эпоху

Каким был секс в Викторианскую эпоху

В нашем представлении в далеком прошлом в отношении секса и сексуальности действовали строгие нравы и религиозные правила, хотя на самом деле это не так. Стоит

Виктор Хомутский 9 фев, 11:17
+15 9
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Кубанские ученые просят защитить тысячелетний памятник от оккультистов и торговцев

Кубанские ученые просят защитить тысячелетний памятник от оккультистов и торговцев

  Многотысячелетний дольменный комплекс в долине реки Жане под Геленджиком нуждается в охране. К такому выводу пришла комиссия из ученых, казаков и чиновнико

Виктор Хомутский 18 фев, 14:41
+14 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
О том, как воевали, побеждали и терпели поражения наши далекие предки

О том, как воевали, побеждали и терпели поражения наши далекие предки

— Олег Викторович, что такое военная археология? — Дисциплина пока не оформилась как самостоятельная, но этот процесс идет. В ней многое кардинал

Виктор Хомутский 24 фев, 12:43
+12 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Европейские школы фехтования

Европейские школы фехтования

  Стенограмма эфира программы "Родина слонов" с младшим научным сотрудником кафедры археологии и истории Древнего мира и Средних веков МГОУ Вадимом Евгеньеви

Виктор Хомутский 8 фев, 20:28
+11 3
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
И.Н. Данилевский. Попытки "улучшить" прошлое: "Влесова книга" и псевдоистории.

И.Н. Данилевский. Попытки "улучшить" прошлое: "Влесова книга" и псевдоистории.

  В I960 г. в Советский славянский комитет АН СССР поступила фотография дощечки с вырезанными письменами. Ее при слал биолог С. Парамонов, более известны

Axel Wintermann 2 фев, 02:08
+11 63
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Баба-яга. Злая ведьма или добрая волшебница

развернуть

Баба-яга. Злая ведьма или добрая волшебница

Наверно самым известным персонажем русских народных сказок является Баба-яга. Мало того зловредная старуха уже мировая знаменитость.

Она все больше становится брендом наряду с медведем, матрешкой и балалайкой.

В отечественной культуре этот образ настолько заезжен, что над ним как только не изгаляются. Пытаясь придать оригинальности. Не далек тот день, когда в очередной отечественной киносказке Баба-яга предстанет в обличие доброй феи.

В псевдонаучной литературе выдвигаются самые несуразные конспирологические теории. Начиная от баек про оклеветанную христианами добрую славянскую богиню. До царицы племени людоедов, которая носит в качестве амулета кость из ноги съеденного мужа вождя. (Известная формула: Баба-яга костяная нога.)

 
Баба-яга. Злая ведьма или добрая волшебница

 

Как и положено самому популярному сказочному персонажу, Баба-яга достаточно неплохо изучена отечественной фольклористикой. И настоящая Баба-яга из старых сказок гораздо глубже и интереснее, чем та, которая существует в популярной культуре.

Баба-яга в той или той форме присутствует практически у всех славянских народов. А имя ее восходит к праславянскому «egа». Это слово, может иметь разное значение, от ужаса до мерзости. В современном русском языке это звучало бы примерно как Язва. Все это свидетельствует о древности персонажа который существовал в мифологии народов образовавших славянскую культуру, на заре ее зарождения. Потому рассматривая Бабу-ягу из Русских сказок, мы должны понимать. Та Баба-яга которую мы видим в дошедших до нас сказках может быть более чем искаженным образом. Нам неизвестно кем была Яга изначально, и рассматривать мы будем ту Бабу-ягу которую знаем по русским народным сказкам.

В сказках Яга неизменно живет в чаще леса. В доме на куриных ногах. Дом окружает частокол с надетыми на колья черепами. С избушкой, как и с личностью в ней обитающей мы сейчас и познакомимся.

Избушка на курьих ножках – это так называемое воздушное захоронение. Такой вид захоронения практиковался у многих народов, включая финно-угорские населявшие территорию Древней Руси до прихода славян.

 
Баба-яга. Злая ведьма или добрая волшебница

 

Вот что пишет по этому поводу арабский путешественник 10 века Ибн Фадлан:

«Делают для него ящик из дерева хаданга, кладут его внутрь него, заколачивают его над ним и кладут вместе с ним три лепешки и кружку с водой. Они ставят для него три куска дерева наподобие дышел, подвешивают его между ними и говорят: «Мы помещаем его между небом и землей, его постигнет дождь и солнце… И он остается подвешенным, пока не износит его время и не развеют ветры»

У славянских народов практиковалась традиция ставить небольшие деревянные домики поверх курганов. Сочетание этих двух культур дало так называемые «Избы смерти». Стоящие по всей территории Древней Руси.

 
Баба-яга. Злая ведьма или добрая волшебница

 

Изба смерти представляет собой деревянную избушку, поставленную на пеньках срубленных деревьев. Для того что бы пеньки сохли и меньше гнили их корни либо подрубались, либо вытаскивались из-под земли. Те самые курьи ножки.

Вот как описывают русские сказки обитательницу избушки:

«сидит баба-яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит.»

По сути, здесь описан покойник, сидящий в деревянном ящике. Причем покойник достаточно разложившийся. Понятно от чего у Бабы-яги такой скверный характер.

Помимо жуткого вида Яга умеет колдовать, а так же пользуется атрибутами ведьмы, метлой и ступой. Видимо при жизни она обладала волшебным даром, потому и помещена между небом и землей, то есть между мирами. Быть проводником между миром людей и миром потусторонним.

Потусторонний мир в сказках именуется Тридевятым царством. В околонаучной и даже научной литературе бытует определение Тридевятого царства как мира мертвых. Но это не совсем отображает сути. Тридевятое царство это не то же самое, что подземные владения Аида в древнегреческой мифологии. Помимо мертвых там обитает абсолютно вся сказочная невидаль. А белый (день), красный (заря) и чёрный (ночь), всадники ездят мимо избушки Бабы-Яги в мир людей и обратно как на смену. Тридевятое царство это нечто большее, чем просто загробный мир, это волшебный мир альтернативный окружающему.

 
Баба-яга. Злая ведьма или добрая волшебница

 

Сказочный герой попадает к домику на куриных ногах, когда ему нужно пройти в «Тридевятое царство» или нужен волшебный предмет. Часто и то и другое. Ведёт себя с героем Яга очень сильно по-разному. Иногда помогает, иногда дает испытания под условие, если выполнит, поможет, не выполнит, съест. Порой хочет съесть сразу, тогда герой обманывает Ягу при помощи волшебных зверушек. Видимо отношение к герою зависит от личных предпочтений или родственных связей.

В пограничье между мирами где обитает Яга герой может попасть произнеся заклинание:

Избушка, избушка! Повернись к лесу задом, ко мне передом

Иногда Яга проделывает над героем погребальные обряды, омовение, угощение поминальными яствами. Иногда совершает обряд перепекание. Если ребенок, рождался хилым и болезненным, над ним совершали такой обряд: Клали на лопату и засовывали в неактивную печь. Имитируя выпечку хлебы. Таким образом, младенец как-бы обновлялся. Эти действа возможно нужны для приведения героя в пограничное состояние, в котором он может существовать между мирами.

 
Баба-яга. Злая ведьма или добрая волшебница

 

Персонаж Баба-яга конечно неприятный. Мертвая ведьма, людоед. Но она выполняет важную функцию проводника в потусторонний мир и обратно. Часто выступает незаменимым помощником сказочного героя. При жизни Баба-яга могла быть милейшим человеком и родственником героя.


Опубликовал , 16.11.2019 в 13:43
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Гаражный кооператив ЛАДА
Гаражный кооператив ЛАДА 16 ноября 19, в 15:46 Милейшее создание бабуля Ягуля! Текст скрыт развернуть
3
seva_tanks Севостьянов Константин Никлаевич
seva_tanks Севостьянов Константи… 16 ноября 19, в 17:15 "А имя ее восходит к праславянскому «egа». Это слово, может иметь разное значение, от ужаса до мерзости." - от себя добавлю что это слово схоже по звучанию с ЕГЭ да и по значению тоже самое: ужас и мерзость...
     Однако автор молодец, но тему раскрыл не полностью.В принцыпе Яга  может быть и ведьма, но очень высокого ранга и , скорее всего, жила и в этом мире и в том.Осталось узнать кто был её муж там и тут.
Текст скрыт развернуть
3
саша дмитренко
саша дмитренко 16 ноября 19, в 18:51 она пограничник,,  или проводник,,между миром нави и миром яви,,, Текст скрыт развернуть
0
Pciha Ivanova
Pciha Ivanova 16 ноября 19, в 22:16 Кисок любит! Текст скрыт развернуть
2
саша дмитренко
саша дмитренко Pciha Ivanova 17 ноября 19, в 12:44 котов!!! Текст скрыт развернуть
2
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 5
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте
Присоединиться

Последние комментарии

Владимир Чернышов
Владимир Чернышов
Владимир Чернышов
Владимир Чернышов
Владимир Чернышов
виктор м
Владимир Чернышов
Михаил Анохин
саша дмитренко
Gera Din

Поиск по сайту