Виктор Хомутский предлагает Вам запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»
Вы хотите запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Мудрее всего время, ибо оно раскрывает все. Диоген Лаэртский

Запомнить

Ностальгический клуб любителей кино

    

 

Ностальгический клуб любителей кино .

Жизнь коротка, искусство вечно. Гиппократ

 

Летопись лихих 90-ых.

 

Яндекс.Метрика
Блог
Алексей Муравьёв: «Это сказка, будто бы князь Владимир решил, и все сразу стали христианами»

Алексей Муравьёв: «Это сказка, будто бы князь Владимир решил, и все сразу стали христианами»

Историк Алексей Муравьёв рассказал, как изучают христианский Восток, почему ученые считают армян православными и как происходит смена верований   Codice

Виктор Хомутский 21 фев, 21:16
+5 75
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
О сомнительном участии древнерусских священников в боевых действиях

О сомнительном участии древнерусских священников в боевых действиях

Сейчас в интернете активно распространяется интересная статья о месте и роли духовенства в средневековой Руси (Грачёв А.Ю. К вопросу о роли и месте духовенства

Виктор Хомутский 24 фев, 16:37
+3 2
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
О том, как воевали, побеждали и терпели поражения наши далекие предки

О том, как воевали, побеждали и терпели поражения наши далекие предки

— Олег Викторович, что такое военная археология? — Дисциплина пока не оформилась как самостоятельная, но этот процесс идет. В ней многое кардинал

Виктор Хомутский 24 фев, 12:43
+12 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
История одной фотографии: ограбление кареты казначейства в 1906 году

История одной фотографии: ограбление кареты казначейства в 1906 году

Столетие назад инкассация была не менее опасным делом, чем в наши дни. Максим Рафштайн   Автором этого снимка принято счи

Виктор Хомутский 19 фев, 14:13
+11 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Н. Т. Абдимомынов. Кипчакский фактор в истории Золотой Орды и Египта.

Н. Т. Абдимомынов. Кипчакский фактор в истории Золотой Орды и Египта.

В истории тюркских народов видное место занимает многоплеменной кипчако-кумано-половецкий союз, прославившийся под именем кипчаков и давший степи от Алтая до Д

Виктор Хомутский 23 янв, 22:00
+10 19
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
РЕЛИГИОЗНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА ФЕОДОСИЯ ВЕЛИКОГО (379-395 гг.): ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

РЕЛИГИОЗНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА ФЕОДОСИЯ ВЕЛИКОГО (379-395 гг.): ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В статье рассматривается внешнеполитическое направление религиозной политики императора Феодосия Великого. Император известен тем, что покончил с нейтралитетом

Виктор Хомутский 15 фев, 08:46
+5 2
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Блог
ПРОСТИТУТКИ, СУТЕНЕРЫ И БЕЗДОМНЫЕ НЬЮ-ЙОРКА 70-Х ГОДОВ ГЛАЗАМИ БАРМЕНА ШЕЛДОНА НАДЕЛЬМАНА

ПРОСТИТУТКИ, СУТЕНЕРЫ И БЕЗДОМНЫЕ НЬЮ-ЙОРКА 70-Х ГОДОВ ГЛАЗАМИ БАРМЕНА ШЕЛДОНА НАДЕЛЬМАНА

Андеграунд Нью-Йорк 70-х – это грязь, распутство, упадок, мрак. Это культовые фильмы Скорсезе «Таксист», «Злые улицы» и годный драматический сериал HBO «Двойка

Виктор Хомутский 9 фев, 20:32
+76 34
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Каким был секс в Викторианскую эпоху

Каким был секс в Викторианскую эпоху

В нашем представлении в далеком прошлом в отношении секса и сексуальности действовали строгие нравы и религиозные правила, хотя на самом деле это не так. Стоит

Виктор Хомутский 9 фев, 11:17
+15 9
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Кубанские ученые просят защитить тысячелетний памятник от оккультистов и торговцев

Кубанские ученые просят защитить тысячелетний памятник от оккультистов и торговцев

  Многотысячелетний дольменный комплекс в долине реки Жане под Геленджиком нуждается в охране. К такому выводу пришла комиссия из ученых, казаков и чиновнико

Виктор Хомутский 18 фев, 14:41
+14 0
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
О том, как воевали, побеждали и терпели поражения наши далекие предки

О том, как воевали, побеждали и терпели поражения наши далекие предки

— Олег Викторович, что такое военная археология? — Дисциплина пока не оформилась как самостоятельная, но этот процесс идет. В ней многое кардинал

Виктор Хомутский 24 фев, 12:43
+12 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Европейские школы фехтования

Европейские школы фехтования

  Стенограмма эфира программы "Родина слонов" с младшим научным сотрудником кафедры археологии и истории Древнего мира и Средних веков МГОУ Вадимом Евгеньеви

Виктор Хомутский 8 фев, 20:28
+11 3
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
И.Н. Данилевский. Попытки "улучшить" прошлое: "Влесова книга" и псевдоистории.

И.Н. Данилевский. Попытки "улучшить" прошлое: "Влесова книга" и псевдоистории.

  В I960 г. в Советский славянский комитет АН СССР поступила фотография дощечки с вырезанными письменами. Ее при слал биолог С. Парамонов, более известны

Axel Wintermann 2 фев, 02:08
+11 63
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

О причинах чередования руг-рус-руй в названии ругов.

развернуть

О том, что древнее и раннесредневековое население Южной Балтики в различных источниках именовалось ругами (ругианами, ругиклеями), а позже также и руйанами, или руянами - широко известно.

В отношении этого же населения в источниках используются названия русь или рутены ("рутены" - это латинский вариант написания слова "русь"). Иногда эти названия выступают в качестве прямых и явных синонимов. Эти же этнонимы чередуются и на Дунае, где также, по всей видимости, присутствовали отдельные популяции того же населения. И эти же самые названия во многих средневековых текстах используются по отношению к нашей, восточно-европейской Руси, видимо в результате того, что создавшая это государство русь является также ответвлением, потомками этого народа, известного на Южной Балтике и в Центральной Европе. Некоторые примеры чередования этих названий (которые иногда используются в одном и том же тексте) можно посмотреть например здесь: Русские названия Южной Балтики.

Однако, природа такого рода чередования не очень понятна. По крайней мере - насколько я понимаю, никто внимательно этим вопросом не занимался. Разве что, иногда, со стороны носителей некоторых особенных идей относительно древнейшей истории Руси - раздаются возгласы о том, существование этих разных вариантов - есть, якобы, нечто случайное и не важное. Однако - источники (и их много) настаивают на чередовании этих этнонимов и на их синонимичности. И следовательно - разобраться в этом вопросе важно.


О причинах чередования руг-рус-руй в названии ругов.


Вероятней всего, это чередование должно быть связано с искажением произношения в результате использования этнонима в разных языках, которым присущи разные фонетические особенности. В том числе, возможно, в результате некоторой эволюции, или изменения под внешним влиянием, языка самих носителей этих этнонимов, а то и полной, или частичной смены ими такового - перехода на другой язык.

Судя по объективным данным (например, таким, как анализ древнейшей топонимии) - на южном берегу Балтики, в регионе, где изначально в источниках фиксируются ругии, руги, или ругиклеи (именуемые в ранних античных текстах собирательным римским термином "германцы") - первоначально имел распространение индоевропейский язык, близкий к балтским. Вариация балтского, а следовательно, являвшийся близким и к протославянскому языку той эпохи, возможно, занимавший какое-то промежуточное положение, наподобие прусского языка (из соседнего региона), который судя по сохранившимся записям был близок и к славянским, и к балтским языкам. Затем - на рубеже античности и средневековья исходный местный язык замещается (или эволюционирует, возможно под влиянием притока носителей собственно "предславянского") славянским. В средневековье в этой местности проживают славяне. Которые упоминаются под теми же самыми, или очень близкими названиями, что и античное местное население: Rugini (Беда Достопочтенный), Rugi (Саксон Анналист, Оттон Фрейзингский), Rugiani (Аддам Бременский), Rugiacenses и т.д. В средневековье же местное население начинает упоминаться также как руяне (Rujani, Ruiani, Ruyani и т.д.) а также рутены и просто русы. Несмотря на то, что в современной науке является широко распространённым мнение о, якобы имевшей место на границе древности и средневековья, в эпоху Великого Переселения Народов смене, в данном регионе, населения с древних германцев на славян, с принятием последними имён древних германцев - нам это мнение представляется совершенно не обоснованным, и связанным исключительно с политическими целями тех, кто запустил его в научный оборот. Мы сейчас не будем останавливаться подробно на критике этой теории и на контраргументах против неё, отметим лишь, что помимо большого числа племён в балтийско-полабском регионе, демонстрирующих, подобно ругам-руянам одинаковые названия в древности и в средневековье, а также полного отсутствия каких-либо древних фундаментальных следов германских языков - на материальном уровне, там не наблюдается никаких реальных признаков смены населения. Наоборот - вполне очевидна взаимосвязь и преемственность между местными древними и средневековыми народами. Хотя, некоторые отличия, естественно, есть, но они не фундаментальны. Подробней смотрите об этом, например здесь: Теории о смене рядом племён Европы в эпоху великого переселения народов своей этнической принадлежности.

Однако, несмотря на то, что следов длительного пребывания германского языка на данных территориях в древности не наблюдается - исключать пребывание носителей древних германских диалектов (видимо достаточно краткие периоды времени, порядка сотни, или около того, лет, когда они могли проживать там совместно и чересполосно с местным населением) на этих землях не следует! Более того - вероятней всего, такие племена там проходили, или проживали некоторое время. И первые, кто приходят на ум - это конечно же готы. Они довольно подробно описываются в этом регионе. Известны также довольно длительные и непростые отношения между готами и ругами как на Балтике, так и на Дунае (тут и войны, и союзы, и подчинение одних другим). Но это не только готы - есть и ещё целый ряд племён, эпохи ВПН, которые могли быть по языку германцами (в современном, а не римском смысле этого слова, то есть, достаточно близкими языковыми родственниками нынешних немцев, скандинавов, англичан и т.д.). Кроме того, этот регион, безусловно с древности поддерживал близкие контакты с соседними областями, в части которых, совершенно определённо, говорили на германских диалектах. И, вероятно, и в древности, имело место, наблюдавшееся в средневековье тесное взаимодействие - торговля, контакты и взаимное расселение на территориях друг друга. Таким образом - германские языки, всё таки, видимо, присутствовали в этом регионе, и имели там некоторое влияние, хотя и совсем не в той степени, как об этом можно прочитать в некоторых книгах. Но тем не менее - они также, видимо, были одним из языковых факторов этой области.

Таким образом - объяснение чередованию этих форм, я предлагаю искать где-то на стыке, во взаимодействии этих трёх типов языков - древнего балтского (или балто-славянского), собственно славянского (хотя и особой его разновидности, северо-лехитского, опять же таки, близкого к балтским, но всё таки - уже славянского) и германских языков.

И так, что же мы можем сказать по этому поводу? Каким образом комбинации этих языков могли привести к подобному чередованию? Для поиска ответа на этот вопрос я предлагаю посмотреть на другой известный этноним, также распространённый в регионе Полабья и южной Балтики, и присутствовавший там как в древности и средневековье, так и в современности. И это конечно лугии, или луги, они же лужичане, или на современном немецком лаузитцер. Распространённую в настоящее время теорию о том, что древние лугии и современные лужичане - это тоже какие-то совсем разные по этнической принадлежности племена мы всерьёз рассматривать не будем, отметим лишь, что и про этот этноним также повествуется по ссылке, указанной выше.

Итак, лугии (lugii) упоминаются ещё в античных текстах, как воинственные племена, с которым римляне, пытавшиеся ходить на север от Дуная и на восток от Рейна - иногда ведут войны. Тацит описывает, что в их состав входит много разных более мелких племён. Немцы раннего средневековья, в текстах, написанных на латыни, также часто упоминают этот этноним - в той же самой форме, как и римляне: lugii, или похожим образом.  Причём описываются также многочисленные и частые военные столкновения с ними. Не всегда успешные для немцев. Из средневековых источников также известно, что лужичане делятся на массу более мелких племён - мильчане, жаряне, плони, слупяне, нишане, безунчане и т.д. Позже, входит в оборот и другой, уже собственно немецко-язычный вариант именования этого племени - lausitzer (лаузитцер) и другие, близкие к нему формы. Сам же этот народ именует себя лужичане (точнее, если передать то, как они это сами произносят - "лужичи": Łužiscy). Их же земля называется Лужица (Łužyca), или Лужицы, по-немецки Лаузиц (Lausitz).  Кроме терминов lugii и lausitzer немцы употребляли и употребляют в отношении этого народа также другие собирательные названия - сорбы (surbi, sorabi, sorben, от этнонимасербы, который появился в данном регионе, видимо, действительно после окончания периода античности), и просто венды (так немцами традиционно именовались вообще все соседние с немецкой империей северо-западные славянские племена). Но на этих названиях мы не будем заострять внимание, так как они не имеют отношения к рассматриваемому вопросу.

Видимо, в случае с этнонимом лугии-лужичане мы имеем дело с ситуацией, когда исходное слово (принадлежавшее, скорее всего, балто-славянскому племени) допускало, как это характерно для нынешних славян - чередование звуков "г", "ж", как в словах двигать - движение, бумага - бумажный и т.д. Это могло выглядеть например, "лужисы", но "луг" (в единственном числе) или что-то подобное. В дальнейшем же их самоназвание эволюционировало в форму "лужичи". В общем-то чередование этих звуков мы наблюдаем даже в том самом современном русском слове луг, и его производных, которое конечно же содержит тот же корень, что присутствует в этнониме лугии-лужичане. Сравните: луг, луговка, лужа, лужки, или названия: Лужа (река), Лужница (река), Лужники, Лужково, Луга, Луговое, Луговики и т.д.

Познакомившиеся с этим балто-славянским племенем римляне, носители благородной латыни (в которой вообще нет звука "ж") - видимо, не вдаваясь в детали, просто увековечили их самоназвание как lugii, что совершенно естественно. Этим же термином пользовались первое время и немцы, когда записывали свои хроники, пользуясь латынью. Затем немцы (в языке которых также отсутствует звук "ж") этноним лужичи, или лужичане переиначили на свой манер - в lausitzer. Современные же лужичане, говоря про себя по-немецки, или их потомки, которые вообще забыли славянский язык - говоря про лужичан, назовут их естественно на немецкий манер - "лаузитцер". Вот мы и видим то самое чередование форм, происходящих от одного и того же корня, но содержащих заменяемые звуки "ж", "г", и "з". По-моему, всё довольно просто. Более того в немецком даже присутствует форма от этого же корня, содержащая звук "с" - и это Laußnitz (Лаусниц), от славянского Łužnica (Лужница). Так что здесь мы видим чередование и собственно "с". И связано это просто с переходом с одного языка на другой.

Вполне очевидно, что что-то подобное мы можем наблюдать и в случае с племенем ругов-руян-руси (или рутенов). В их этнониме вообще изначально могли чередоваться сразу и "г", и "ж", и "з" - как в русских словах друг, дружба, друзья, Например руг (единственное число), Ружана (остров) и рузи (множественное число) или руг, ружанин, и рузи, или ещё что-то похожее. В современных балтских также присутствует чередование "ж" и "з". Например, в литовском видим: žvėris ("жвэрис"), что значит "зверь" или žvėriūkštis ("жвэрюкштис") - "зверюшка", а в латышском "зверь" выглядит ближе к нашему: zvērs ("зверс"). Античные же авторы, обобщённо применили в написании этого этнонима только "г", взятую из инфинитива. Отсюда получаем всем известную форму "ругии", которая на разный лад повторяется довольно долго - вплоть до XII века. При этом - часть этого народа (который изначально, видимо относился к балто-славянской ветви индо-европейцев) возможно в какой-то период ещё древней истории мог подвергнуться заметному влиянию со стороны каких-то германцев - хотя бы тех же готов.  Это могло отразиться и на их языке, (более того - они, или часть их, могли, даже, на время, перейти на германский диалект) и по похожей схеме, которую мы наблюдаем на примере современных "лужичей" - "лаузицеров" (когда, перейдя на немецкий, лужичане используют как самоназвание немецкое искажение своего исходного этнонима, содержащее другой звук, отсутствующий в оригинале) - это могло привести к появлению из формы руг-руж-руз, формы русс, или русь,  которую этот народ (или какая-то его часть) могли начать использовать как самоназвание. Вот так, на наш взгляд, могло выглядеть появление этого варианта названия, который, в конце концов попал и к нам. Вот откуда Rugiland и Rusaramarcha, а потом и Ruzziland. Вот откуда rugii и ruzzi или russi. Далее (как это представляется вероятным из имеющихся материалов) - язык исконного балтского населения южно-балтийского побережья эволюционирует, или, возможно, замещается близкородственным славянским языком. И на этот же язык, в конце концов переходит и вероятно в какой-то степени германизированная разновидность ругов - русь. О смене языка русью, и переходе на славянский, кстати прямо говорит, например, Ибрагим Ибн-Якуб в XI веке. Следы присутствия изначально неславянского языка у руси видны и в ранних русских летописях. При этом форма рутени (rutheni, rhvthenorvm, ruteni и т.д.) - это просто особые написания на латыни, по сути, это латинское название Руси. Современная Россия до сих пор на латыни иногда именуется как Rutenia. В действительности, это название античного племени, упоминающегося в древности в Галлии, которое средневековые хронисты стали применять для обозначения как нашей руси, так и жителей южного берега Балтики. В некоторых случаях, в средневековой латыни буквой "t" могли обозначаться шипящие или свистящие звуки, которые, изначально, звучали как "т". Вспомните, например Roetia (Реция - одна из римских провинций), natio (нация), contributio (контрибуция) и т.д. Видимо, это привело к тому, что слова "ruteni" и "Rutenia" были расценены как подходящие для того, чтобы записывать ими  понятия "русские", "русины" и "Русь" (как на Балтике, так и у нас).  При этом, надо отметить, что сами древние рутени из Галлии упоминаются совместно с ещё одним племенем, название которого очень близко к одному из соседних с балтийских ругами племён - лемовиям. Так что здесь, на самом деле, много слоёв совпадений. И что первично - точно неизвестно.


http://lujicajazz.narod.ru/map/original.jpg



Вариант руяне, Руян, также может быть связан с влиянием какого-то другого языка. Хотя возможно - чередование "г", "ж", и "й" мог допускать и сам древний язык, который изначально бытовал на Рюгене. Чередование этих звуков не редкость для индо-европейцев. Звуки "ж" и "й", например, чередуются в ряде романских языков. А у тех же германцев видим чередование "г" и "й". Сравните например, немецкое "Jahr", английское "year" и существовавшие, судя по этимологическим словарям, у германских племён, формы этого же слова - "gear", "ger", и "gēar". Или вспомните английские слова day, way, huney и немецкие Tag, Weg, Honig. Ещё одним объяснением, может послужить то, что исходное "г" в этом этнониме, могло быть фрикативным, как у нынешних украинцев, или чехов. Тогда, в форме "ругяне" оно бы звучало почти так же как и в слове "руйяне".  На слух разница была бы не велика. А "Ругяна" звучала бы почти как "Руйяна". Что в итоге, особенно после перехода с дренего языка на славянский, могло бы породить зафиксированную в источниках форму Руйа, Руяна.

Вот такие, примерно, размышления на эту тему, Я не утверждаю что это было именно и точно так, как я описал здесь - это просто размышления и примерные прикидки, в действительности, могло быть несколько по-другому, я лишь, хочу предложить направление,  по которому можно "порыть" в поисках ответа на вопрос о причинах изменения и чередования этнонимов руги, русь и руяне.

Резюмируя, можно отметить, что, видимо, к радости носителей укоренившейся в российском мировоззрении точки зрения славянофилов и западников (которые, и те и другие, традиционно, в равной степени, хотя и с разным знаком, рассматривают германцев, как некий локомотив по отношению к славянам), хотя мы и не разделяем эти их представления - этноним русь, всё таки мог в своём развитии иметь какую-то фазу, в которой это было словом одного из германских наречий. Хотя, это было совсем не похоже на повторяемые ныне фантазии о каких-то там, неведомых никому скандинавских гребцах-родсах, от которых, якобы происходит слово русь.

С удовольствием бы почитал ваши вопросы и комментарии.

Полезные ссылки по теме:

Reallexikon der Germanischen Altertumskunde. 2. edition. Walter de Gruyter, Berlin-New York, vol. 25, 2003 страницы 417-421, посвящённые Рюгену, руянам и истории их упоминаний.

Rujana, Wittow, Arkona. O původu a významu těchto jmen. Napsal Fr. Ad. Šubert // Vestník královské české Společnosti nauk. Třída filosoficko-historícko-jazykozpytná. Ročnik 1898. V Praze : Nakladem Královské české Spolécnosti Náuk 1899, p.IX, pp. 1-41 (подробное изложение разных вариантов именования Рюгена и его жителей в средневековье)

 

источник


Опубликовал , 12.06.2013 в 21:21
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Олег Калугин
Олег Калугин 13 июня 13, в 17:12 Мне очень по нраву ваша статья и как следствие только плюс!!!
Добавлю, что убежден еще с 1983 года , что Рюрик есть потомок славян живших по берегу Балтии и состоявший в "прямом" родстве к правящей элите славян Новгородцев.
Отсутствие коммуникаций и связи в том понимании кое мы сейчас имеем, не значит, что единый народ разбросанный на многие тысячи километров не общался между собой.
Не зря слова Гостосмысла не вызвали не возражений и тем более вопросов :
- кто такой Рорик?
И еще мы говорим, вернее наука в лице людей говорятпо отношению к славянам - плямя такое то , такое то...
Интересен вопрос, а как сами племена считали себя по отношению к другим племенам славян? Ну к примеру. Берем Украинцев и Русских. При этом учитываем, что методы вдалбливания пропаганды и определенной идеологии сейчас настолько совершенны и быстры по отношению к достигнутому результату, что мы уже не только в далекой истории кашу в башке имеем но и по отношению к новейшей полный сумбур у многих... А времени на это понадобилось то всего 89- 2013 гг (24 года).
Раньше жили размереннее и спокойней, что бы понять это, прошу побывать в дремучем селе с годика два-три и вы поймете как время растягивается....
Так вот о чем это я? Ага! Сколько в головы на Украине не вдавливали что мы два разных народа, так до сих пор и не вдолбили огромному числу населению - драма либероидной укро власти!!!!
Вернемся в стародавние времена.
И еще раз поставим вопрос. Так на сколько представители тех самых славянских племен чувствовали себя вне так сказать единого славянского народа, пространства! Когда и язык и вера и традиции и главное история были общие. И пропаганды такой не было!))))
Текст скрыт развернуть
0
Александр Долгаев
Александр Долгаев 13 июня 13, в 17:33 Гипотеза должна объяснять все известные факты и не должэна противоречить ни одному из них. Поэтому (ИМХО) методологически эта статья отвечает всем требованиям для гипотезы. То что первоначально русский язык отличался от славняских языков Поднепровья, факт, с моей точки зрения, доказанный. Достаточно вспомнить названия днепровских порогов по -русски и по-славянски. Да и вообще, бесписьменные народы меняют язык достаточно легко. Хорошая статья. Текст скрыт развернуть
3
Тамара Лемзякова
Тамара Лемзякова 13 июня 13, в 17:35 Интересный взгляд на историю, с удовольствием прочитала! Текст скрыт развернуть
0
Комментарий удалён.
Виктор Хомутский
Виктор Хомутский 14 июня 13, в 09:40 Об извержении Везувия, погубившем Помпеи и Геркуланум, имеется свидетельство очевидца: два письма Плиния Младшего,[3] адресованные знаменитому историку Тациту. Автору этих писем в 79 г. было 18 лет; вместе с матерью он находился в Мизене (около 25 км от Везувия и около 30 км от Помпей, считая по прямой линии морем), где стоял флотский экипаж, которым командовал его дядя - Плиний Старший, знаменитый своей энциклопедической ученостью (памятником ее остались 37 книг его "Естественной истории";) и беззаветной преданностью науке. Он погиб во время катастрофы смертью, достойной воина и ученого: "отправившись на помощь бедствующим, он поспешил туда, откуда другие бежали; направил путь свой прямо на самую опасность, при этом с полным бесстрашием - таким, что отмечал и велел записывать все изменения, происходившие в страшном облаке". Это облако, которое Плиний сравнивает с высокой и раскидистой пинией ("вулканическая пиния" над Везувием столь характерная для периодов его деятельности), представляло собой массу горячего пара "местами белого, местами грязного, как бы смешанного с землей или пеплом". В доме Плиниев первая заметила это страшное облако около часу дня 24 августа мать Плиния Младшего, обратившая на него внимание и других членов семьи. Она вместе с сыном осталась в Мизене и после отъезда брата - Плиния Старшего. Ночью началось такое землетрясение, что "казалось, все не только колеблется, а просто переворачивается". Наступило утро 25 августа; вокруг стояли сумерки, здания тряслись и рушились. Плиний с матерью решили, наконец, бежать из Мизена. Сделать это, однако, было не так-то просто. "Наши повозки, находившиеся на совершенно ровном месте, кидало из стороны в сторону; даже с помощью камней нельзя было удержать их на том же месте. Мы видели, как море отходит от берега; земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его от себя. Оно отступало: на песке лежало много морских животных. С другой стороны (т. е. со стороны Везувия) в черной страшной туче там и сям вспыхивали и перебегали огненные зигзаги, и она раскалывалась длинными полосами пламени, похожими на молнии, но большими.[4] Туча эта стала опускаться на землю, покрыла море, опоясала Капреи (остров Капри) и скрыла их; унесла из виду Мизенский мыс... Стал падать пепел, пока еще редкий; оглянувшись, я увидел, как на нас надвигается густой мрак - не такой, как в безлунную или облачную ночь, а такой, какой бывает в закрытом помещении, когда огни потушены. Слышны были женские вопли, детский писк и крики мужчин: одни звали родителей, другие детей, третьи жен или мужей, силясь узнать их по раздававшимся зовам; одни оплакивали свою гибель; другие - гибель своих: некоторые в ужасе перед смертью молили о смерти; многие воздевали руки к богам, но большинство утверждало, что богов больше нигде нет и что Для мира настала последняя вечная ночь. Не было недостатка в людях, которые увеличивали подлинную опасность страшными выдумками. Рассказывали, что в Мизене одно рухнуло, другое горит: это была неправда, но им верили. Чуть-чуть посветлело; это был, однако, не дневной свет: к нам приближался огонь. Он остановился вдали; вновь настали потемки; пепел посыпался частым тяжелым дождем. Мы все время вставали и стряхивали его - иначе нас раздавило бы под его тяжестью... Наконец, мрак стал рассеиваться, превращаясь как бы в Дым или туман; скоро настал настоящий день, и даже блеснуло солнце, но желтоватое и тусклое, как при затмении. Все представилось изменившимся глазам еще трепетавших людей: все было засыпано, как снегом, глубоким пеплом". Геркуланум вообще исчез с лица земли; на том месте, где стояли Помпеи, кое-где из пепла торчали самые верхушки зданий; под глубоким слоем камешков пемзы и под пеплом лежала долина Сарна (теперь Сарно) и склоны гор, замыкающих ее с юга.
Катастрофа произвела потрясающее впечатление на современников. Марциал[5] запечатлел в коротких и сильных стихах контраст между прежним цветущим краем и теперешней выжженной пустыней, лежащей "под мрачным пеплом". Тацит, начиная свою "Историю" перечислением бедствий, выпавших на долю его современников, упоминает "провалившиеся или засыпанные города на благословенном кампанском берегу", а Стаций[6] меланхолически спрашивает: "Поверят ли грядущие поколения, когда эта пустыня вновь зазеленеет, что под ней скрываются города и люди!"
Текст скрыт развернуть
0
Виктор Хомутский
Виктор Хомутский 14 июня 13, в 13:08 Со мной все в порядке. И по этому я живу в реальном мире. Вы же убеждены что весь реальный мир ненастоящий а настоявшим является мор приду манный вами. И даже будучи пойманными за руку на фальсификациях вы продолжаете с пеной изо рта доказывать что реального мира не существует. Это называется шизофрения.
Римские хроники в большинстве своем сохранились в оригинале как сохранился и застывшей в 79 году в лаве город Город Помпея. И любой человек который возьмет на себя труд ознакомится с данным вопросом без труда изобличит ваши фальсификации,
Извержения Везувия помимо 79 года были в в 1631, 1794, 1822, 1872 и 1906 гг. И что при каждом из извержений погибала помпея останки которой были обнаружены в В 1592 г ?
Вы который раз уличёны в фальсификации и теперь истерите и продолжаете лицемерно врать. Я не удивлен типичное поведение фальсификаторов.

Вы были ф
Текст скрыт развернуть
0
Алексей Банников
Алексей Банников 14 июня 13, в 13:25 Виктор Воронков - я тоже захотел узнать "настоящую дату" последнего дня Помпеи, но по Вашей ссылке постоянно какая-то бабища с голыми титьками вываливается.... Или это шифр какий? Текст скрыт развернуть
1
Виктор Хомутский
Виктор Хомутский 14 июня 13, в 09:05 Воронков Виктор вы надоели со своими сказками.
Автор занимается научными исследованиями а вы фальсификациями в этом разница. Вы даже не поняли а чем написано в данном посте а способны только бездумно повторять сказки Фоменко и ко.
Я вам уже писал что Русов на западе называли рутены россия это греческое название руси.
Даже на приведенной вами странной карте надпись надпись по латыни ROSSIA находится в Шотландии рядом я вижу надписи Моравия и Испания и думаю можно еще много интересного найти -это что шотланские названия? На каком языке по вашему Шотландии 16 века говорили? Или это английское название? Или французское? Французская знать тоже правила Шотландией. Или автор этой странной карты которую он рисовал в Риме сам придумывал названия районов шотланских названий он не знал, он вообще в тех местах был? Сколько в Английском Алфавите слов в корнем РОС. Почему вы не кричите что везде испанцы или чехи их название тоже на странной карте присутствуют?
Какие сведения а присутствии Русских в Британии вообще имеются? Никаких.
Вот кальмар называется Rossia и имеет такое же отношение к Руси как ии ваша карта и сказки Фоменко к истории.
Текст скрыт развернуть
1
Виктор Хомутский
Виктор Хомутский 14 июня 13, в 13:31 Rossia это группа кальмаров одной из разновидностей которой является Rossia palpebrosa и тут увидел пару знакомых букв и начал нести чушь.
"Клан Росс (гэльск. Rôs, англ. Ros, Ross) — горный клан Шотландии. Одной из ветвей клана является дворянский род графов (мормэров) Росс.2 из Вики
Вот спасибо не знал. Стало быть учитывая сушествования старинного клана Росс обозначение одного из регионов Шотландии Россией вполне логично и объяснимо.
И нужно быть ну полным я даже не знаю кем что бы привязывать название Шотландского клана Росс к России. Никакой связи кроме схожих букв там нет.
Вы настолько усердно искали подтверждение фальсификации что опровергли ее.
Текст скрыт развернуть
0
Виктор Хомутский
Виктор Хомутский 14 июня 13, в 15:14 Вы попались за руку не фальсификациях и устроили истерику. Такое здесь часто бывает. Я дол вам возможность высказать свое мнение не смотря не то что вы упорно пропагандируете сказки недостоверность которых доказана. А в ответ получал хамство и забитую вашим истеричным бредом ветку.
Я избавляю и себя и участников форума от ваших истерик.
Вечный бан. Нам такие не нужны.
Текст скрыт развернуть
1
Виктор Хомутский
Виктор Хомутский 14 июня 13, в 09:31 После пого сколько раз Фаменковцев ловили за рука на фальсификациях у вас хватает лицемерия лесть с очередными фальсификациями?
"В 1592 г. архитектор Доменико Фонтана, прокладывавший канал от реки Сарно, обнаружил участок древней городской стены. В 1689 г. были найдены руины здания с надписью «Помпеи». Но лишь в 1748 г. начались систематические раскопки под руководством испанского военного инженера Рокке Хоакина де Алькубьерре."
Первые останки Помпеи были обнаружены в 1592 г. Вы утверждаете что помпея сушествовала в 1631.
Археологические раскопки полностью подтверждают что город погиб в 79 г. н. э.
Дальше думаю и продолжать не стоит. Надоело.
Текст скрыт развернуть
1
Алексей Попов
Алексей Попов 14 июня 13, в 09:41 Статья - замечательная...Почитал комменты - задумался вот о чём:Наука в чистом виде ставит чаще вопросы, чем отвечает на них, но стоит вмешать политику - ответов появляется больше,чем задаётся вопросов... Текст скрыт развернуть
2
Алексей Банников
Алексей Банников 14 июня 13, в 13:17 Толково... Текст скрыт развернуть
0
Владимир Агеев
Владимир Агеев 16 июля 15, в 14:50 Как предположил Чивилихин, и я полностью стою на его точке зрения, что слово "русло" чуть ли не единственное едино для всех славянских диалектов. А значит русы - это люди живущие по берегам рек. И реки были артериями, связывающие все русские земли. Отсюда русские - речные люди Текст скрыт развернуть
0
Александр Фёдоров
Александр Фёдоров Владимир Агеев 16 июля 15, в 20:16 А может быть рус-ло=прорезанное суть ?
Смотрим римцев :
http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1375996953
рустикус-латинский крестьянин-оратай,
землю взрезающий.

http://lingvoforum.net/index.php?PHPSESSID=d19da7f4dd70e195e...
\\\Греки не выговаривали звук "ч" и обозначали его буквой "z".
В последующие годы нами был собран и обобщен большой комплексный материал в области этнокультурных и этногенетических связей Древней Руси с протолатинянами - пелазгами и этрусками.
Удалось показать, что имя Русь-Рос - одного корня с глаголом arare -орати - пахать. Оратай - пахарь. Rus-ruris (род) - ruaris. Корень ar – arare - орати - пахать.
Оказалось, что во времена Геродота (V в. до н.э.) в Скифии проживали не только галичане, но и племена, носившие имена Русь и Поляне. Эти имена Геродот только перевел на греческий и по-гречески назвал пахарями и земледельцами. Об этом автором было доложено в академических институтах и на республиканской ономастической конференции в Киеве в 1959 году. Результаты исследования были, наконец, опубликованы в издании АН УССР.///

http://www.linguaeterna.com/ru/lexicon/10-3.php

\\\крестьянский rusticus, a, um; rusticanus, a, um;

+ крестьянская изба casa; mansura;

+ по-крестьянски rusticatim; rustice; more rustico; rusticum in morem; agrestem in modum;

крестьянство condicio [onis, f] agrestium; ordo [inis, m] rusticorum;///

Эта фраза принадлежит вполне историческому лицу
и разыскать ео не составит труда:
\\\И что ныне успеем,косняще господоубийцам врагом ненавидящим над ними царския власти.

И того ради да приимут месть,и да престанет дерзость в Рустей земли помышляющих злое

на самодержавных;да и прочии не навыкнут убивати государствующих ими в Руси///

Список примеров можно продолжить,
а методологическое основание
сравнения смыслов гипотетического корня
мы найдём
в таксономии Вс.Иванова...
Текст скрыт развернуть
0
БОРИС
БОРИС 16 июля 15, в 23:17 Наберите в инэте "Тайна острова руссов" там о руси в Самбии-пруссии, которые были на Волге в Булгаре- Ибн-Фаблан. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 16
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте
Присоединиться

Последние комментарии

Владимир Чернышов
Владимир Чернышов
Владимир Чернышов
Владимир Чернышов
Владимир Чернышов
виктор м
Владимир Чернышов
Михаил Анохин
саша дмитренко
Gera Din

Поиск по сайту